Четверг, 16.05.2024, 15:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [30]
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 50
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Персональный сайт Мисиковой Инны Геннадьевны
    Главная » Файлы » Мои файлы

    Воспитательная система класса "Учись, дружи и радуйся!"
    [ Скачать с сервера (40.6 Kb) · Скачать удаленно () ] 16.02.2019, 12:21

    Методическая разработка ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА «УЧИСЬ, ДРУЖИ И РАДУЙСЯ!»

    Автор : Мисикова Инна Геннадьевна,

    учитель русского языка и литературы МБОУ Ефремовская СОШ

       Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе. Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Основная задача школы – помочь ребенку реализовать свои возможности, для этого между педагогом и ребенком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создали условия для его самодвижения. Школьный учитель выступает в основном в двух ролях - преподавателя и классного руководителя. Любое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения нравственных идеалов. Учитель остается один на один с чудовищами XXI века: развратом, культом разрушительной силы, агрессией. В этих условиях классный руководитель должен проявить свои знания и мудрость, найти ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, привить навыки борьбы со злом, развить способность к самоопределению. Воспитывая детей, мы должны обращать их помыслы и поступки к вечным человеческим ценностям: любовь, семья, дети, дружба, добро, интересная работа. В новой социальной ситуации необходимо по –новому строить и воспитательную работу с учащимися. Идеальная модель – это воспитательная система школы, в которой используется системный подход к воспитанию на уровне структурных подразделений учреждения. Таким образом, построение воспитательной системы в классном коллективе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Что же собой представляет воспитательная система класса? Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе. В основу модернизации образования положены вечные, непреходящие ценности, такие, как Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса ««Учись, дружи и радуйся!»», девиз которой: «Мы- разные –в том наше богатство, мы вместе –в этом наша сила». В настоящий момент я являюсь классным руководителем 9 класса. Всего в 9 классе -4 обучающихся. Воспитываются в полных семьях - 3 учащихся; неполных – 1. Из них: многодетных – 2; с потерей кормильца – 1; с одним неродным родителем –1; малоимущих- 2. В классе - 1 мальчик и 3 девочки. В классе по национальной принадлежности - русские (1девочка-армянка), большинство учащихся интересуется спортом, посещают спортивные секции; посещают вокальный кружок 3 человека, 2 человек – члены отряда ЮИД. Цель моей работы заключается в воспитании нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации. Я считаю, что ЛИЧНОСТЬ- это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы: - интеллектуальная личность - личность, усвоившая школьный объем знаний, способная к творческому самообразованию и самореализации; - нравственная личность – личность, способная ответственно выбирать духовно-нравственные формы самореализации и самовыражения, т.е. внутренне готова к самосозидательной деятельности; - личность, готовая к успешной социализации, по моему убеждению, должна: • иметь активную жизненную позицию; • уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения; • видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей; • уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты; владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта. Основные направления воспитательной системы: *художественно-эстетическое, *техническое, *спортивно-оздоровительное, *туристско-краеведческое, *естественнонаучное, *социально-педагогическое направления. Цель созданной мною воспитательной системы - создать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта. В соответствии с поставленными целями мной были определены задачи воспитания на каждый возрастной период. Я выделила 3 периода: 5-6 класс: Привитие навыков культуры в общении со сверстниками, учителями, родителями. Формирование высоких нравственных принципов (честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.); научить детей следовать им в повседневной жизни. Уделять особое внимание воспитанию школьников на традициях русской культуры, привитию любви к малой родине. 7-9 класс: Развивать у учащихся стремление к здоровому образу жизни средствами предметов и внеурочной деятельности. Формировать нравственное самосознание, ответственность как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой. Способствовать профориентации учащихся, выявляя склонности и способности для выбора профессии. 10-11 класс: 1. Развивать чувство ответственности за порученное дело. 2. Обеспечить условия для развития самостоятельности учащихся в делах и поступках. 3. Формировать гражданскую позицию выпускника, правовую и политическую культуру. Определяя цели и задачи воспитания, я руководствуюсь в своей работе следующими принципами: -Ребёнок - субъект собственной жизни. Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным. -Каждый ребёнок талантлив. Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. -"Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности. -Учитель не только воспитатель, но и друг. Чтобы максимально реализовать все представленные выше стратегические устремления, классному руководителю необходимо обеспечить оптимистический тон жизнедеятельности детского ученического коллектива, создать атмосферу действительно открытого, доверительного общения. Изучение научно-методической литературы, знакомство с практикой системного подхода в воспитательной деятельности, преподавание литературы основ православной культуры в своём классе позволили мне выделить, как наиболее существенные и важные, 5 компонентов воспитательной системы: индивидуально-групповой, ценностно-ориентационный, деятельностный, пространственно–временной, диагностический. Рассмотрим каждый компонент подробнее. Первый компонент - ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ, представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании и реализации воспитательной системы класса. Данный компонент имеет исключительную важность. Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учётом желаний и возможностей каждого ребёнка. Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности сына или дочери. ЦЕННОСТНО – ОРИЕНТАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ представляет совокупность целей, задач, принципов построения и жизнедеятельности классного коллектива. Воспитание без цели не бывает, т.к. ценностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремлённость, целенаправленность. Я определила её следующим образом: формирование самостоятельной, ответственной личности, способной успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем, создать комфортную обстановку, благоприятные условия для успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ воспитательной системы выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие её основных элементов и связей. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Как наиболее значимые я выделила следующие функции: - образовательную, или познавательную, направленную на формирование мировоззрения учащихся; - воспитательную, содействующую социализации учащихся (социализация – это процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм). Данная функция, на мой взгляд, является ключевой в воспитательной системе, поэтому требует более подробного рассмотрения. - коммуникативную, способствующую взаиморазвитию членов коллектива в процессе общения; - защитную, связанную, прежде всего с психологической защитой ребёнка от негативных влияний среды; - адаптационную, предполагающую создание условий для развития творческих способностей детей, их самореализацию; - интегрирующую, занимающуюся сплочением классного сообщества на основе общей деятельности; - оценочную, или контролирующую, позволяющую выбрать индивиду адекватные его социальным интересам ценности и нормы. Совместная деятельность членов классного сообщества составляет основу данного компонента. Пространственно – временной компонент складывается из: эмоционально – психологической, духовно – нравственной и предметно – материальной среды. Каждая воспитательная система имеет свою среду, своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ компонент в системе воспитания очевиден, т.к. при отсутствии достоверной, проанализированной информации о развитии личности ребёнка и формировании классного коллектива теряется педагогическая целесообразность всей деятельности, проводимой по построению воспитательной системы класса. Мерилом эффективности функционирования воспитательной системы класса служат: - Образованность учащихся; - Воспитанность учащихся; - Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью коллектива; - Сформированность классного коллектива. Данный компонент позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс. Эмоционально – психологическая среда обеспечивается отношениями между одноклассниками, которые можно оценить как доброжелательные, строящиеся на взаимоуважении и доверии. Принципы жизнедеятельности коллектива: познай себя - это интересно, сотвори себя – это необходимо, утверди себя – это возможно, прояви себя – это реально. Правила построения жизнедеятельности коллектива: 1.Ученье – свет, а неученье – тьма. 2.Жизнь дана на добрые дела. 3.Каков мастер, такова и работа. 4.В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей. 5.Веселье делу не помеха. 6.Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. 7.В здоровом теле – здоровый дух. 8.Один за всех и все за одного. Ключевые дела воспитательной системы строятся на основе воспитательной программы школы, которая предполагает работу по следующим направлениям и программам: «Здорова школа», «Отечество», «Светочи России», «Подросток и закон», развитие ученического самоуправления. В течение 2016 – 2017 и 2017 – 2018, 2018 – 2019 учебных годов в соответствии с планом воспитательной работы школы в классе решались и решаются следующие задачи: 1. воспитание гражданско – патриотических чувств через внеклассную деятельность, организация интеллектуально – познавательной деятельности, формирование эмоционально – положительного отношения к учёбе и повышение рейтинга знаний осуществлялось в процессе участия класса в предметных олимпиадах (Кушнир Виола- призёр по биологии Муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады), участия в различных районных конкурсах, где ребята занимают призовые места. В результате в классе по итогам года нет ни одного неуспевающего, повысилось качество знаний по сравнению с прошлым годом. 2. Стабилизация показателей уровня воспитанности учащихся, не допустить снижения показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность». Однако в классе есть дети, состоящие на внутришкольном учёте, есть дети с низким уровнем воспитанности, поэтому с этими детьми проводится постоянная, ежедневная работа. 3. Активизация деятельности органов ученического самоуправления- Флейшер Вероника стала победителем на выборах президента школьного самоуправления «Ровесник». Анализируя результаты воспитательной работы в данном классе за прошедшие года, можно отметить, что в воспитательной работе преобладала деятельность по изучению потребностей интересов, выработке традиций класса, активизировалась жизнедеятельность классного коллектива. Затем особое внимание уделялось укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы». В настоящее время воспитательная система класса переходит на этап стабильного функционирования. Жизнь классного коллектива строится на основе дружбы, взаимопонимания, которые сохраняются и поддерживаются всеми членами классного коллектива. Большое значение в работе с классом я уделяю развитию самоуправления, так как, по моему мнению, это направление воспитательной деятельности является прекрасным ресурсом для формирования у учащихся активной жизненной позиции. Проводя самоанализ воспитательной работы за прошлый год были сделаны следующие выводы: не требует изменений работа с родителями, охрана здоровья и обеспечение безопасности жизнедеятельности, развитие творческих и интеллектуальных способностей, патриотическое воспитание. Небольших изменений требует воспитание любви к школе, формирование коллектива, культуры поведения, экологическое воспитание. И, наконец, больших изменений требует самоуправление – это процесс длительный, требует времени. Итоги анкетирования учащихся в 2017– 2018 учебном году «Определение уровня развития классного коллектива» показали, что по основным параметрам, а именно: «ответственность за общественные дела», «ответственность за свои дела», развитие творческих и интеллектуальных способностей, экологическое воспитание - показатели определены как высокие, в общем, уровень развития классного коллектива определён как средний, что вполне соответствует реальной действительности. Уровень воспитанности позволяет отслеживать личностное развитие каждого ребёнка в классе, а привлечение ученика к самооценке (по всем параметрам он оценивает себя сам) побуждает его к саморазвитию и самовоспитанию. Тестирование родителей показало, что они удовлетворены жизнедеятельностью детей в классе, их дети чувствуют себя комфортно в урочной и внеурочной деятельности. Сами родители постоянно не только в курсе учебных дел своего ребёнка, но и в курсе общественной жизни класса, т.к. помогают её активно организовывать и принимать в ней участие. Так на протяжении 5 лет Флейшер Ольга Владимировна является председателем общешкольного родительского комитета, а Флейшер Дмитрий Леонидовия- стал председателем Совета отцов. В своей работе использую следующие формы и методы воспитательной работы: классные собрания, классные часы: беседа, час общения, ролевые игры; диспуты; мероприятия:конкурсы, КВН;викторины;экскурсии;походы;вечера;акции. Для меня работа в должности классного руководителя – это одновременно объективная школьная необходимость и моё добровольное согласие на выполнение сложной, ответственной, но и интересной работы. Каждый раз, взяв классное руководство в новом классе, решаю первоочередную проблему: как включить каждого своего ученика в жизнедеятельность класса, а весь класс - включить в школьный образовательный процесс; как сделать так, чтобы школьная деятельность для каждого ребенка была посильной и полезной для него самого. Очень нравятся слова, сказанные великим педагогом В.А.Сухомлиновым: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка», они созвучны с моей работой. В своей практической деятельности применяю современные педагогические технологии, осуществляю оптимальный отбор методов, средств воспитания. -В процессе работы стараюсь решать разнообразные проблемные ситуации. На внеклассных мероприятиях включаю задания творческого характера, задания на развитие памяти, логического мышления, внимания. -Стараюсь всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры детей, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентированного на общечеловеческие ценности. -Работаю над темой: «Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности». Педагогическую деятельность не считаю работой – это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где главным стержнем, центром притяжения является личность ребёнка, а главной задачей – становление индивидуальности. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл! В классе сложился годовой круг традиционных дел, совпадающий с традиционными делами школы - это «Осенний фестиваль», «Новый год шагает по планете», «Отечества славные сыны», «Праздник мам и девочек», «Я помню. Я знаю. Я читал. Я слышал.», «Изучай, не забывай правила дорожного движения», где ребята принимают активное участие и результативность всегда высокая. Основным «местом жительства» 9 класса является кабинет русского языка и литературы. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формировании детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, учащихся класса об уютной, комфортной обстановке в «родном» кабинете. Озеленение, чистота и порядок, оформление классного уголка – всё это делается и поддерживается на высоком уровне всеми членами классного сообщества. В своей работе использую различные задания творческого характера: ребусы, кроссворды; все лучшие наработки, накопленные отечественной методической наукой, методические журналы классного руководителя; яркие цветные иллюстрации органично сопровождающие тексты заданий для конкурсов, подключая зрительную память учащихся; информационныекомпьютерные технологии. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов. Эти взаимоотношения строятся на основе здорового духа соперничества, а также способствуют формированию межличностных отношений с ребятами других классов (наличие друзей среди старших и младших ребят), общению в системе дополнительного образования (спортивные секции, музыкальные, экологические и др. кружки). С ростом национального самосознания происходит процесс возрождения к её истокам. Повышается интерес к отечественной истории, народным традициям, искусству, обрядам. Большинство учащихся класса стараются выполнять требования, предъявляемые к учащимся школы, соблюдают Устав школы Мои шестиклассники сегодня решают для себя трудную задачу – справляться с собой, уметь повиниться за вспышку гнева или затеянную ссору. Зная их психологические особенности, я вполне осознаю насколько трудная это для них задача. При всем этом в классном коллективе складываются доброжелательные межличностные отношения. Организация воспитательной работы в классе не может и не должна заменять роль воспитания учащихся в семье. Но не всегда родительский подход к воспитанию грамотен и эффективен. Поэтому мною уделяется большое внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи в решении проблем воспитания. Мои принципы общения с родителями. Сегодня не многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка и не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя. Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения. Начиная работать с детским коллективом, я максимально изучаю семейную ситуацию, стараюсь понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. К сожалению, жизнь и поведение ребенка в школе не всегда могут быть оценены положительно. Поэтому важно при взаимодействии с родителями: • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Стараться не обидеть и не унизить их достоинство. • Делать каждую встречу должна стать для родителей полезной и результативной. • Не стать врагом ребенка в глазах родителей. Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов. • Быть честным. Не угождать, не досаждать, не скрывать, не преувеличивать, не устрашать и не обнадеживать напрасно. В работе с родителями применяю следующие формы и методы работы: родительские собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, организация выставок, проведение спортивных мероприятий, организация совместных праздников, поездки в город, анкетирование, походы и экскурсии, посещение на дому. Каждая семья обеспечивает положительную направленность нравственного воспитания своего ребёнка, ежедневно выделяют время на общение с ребенком, интересуясь, не только успеваемостью, но и душевным состоянием, взаимоотношениями с товарищами, хорошо знают круг друзей и увлечений своего ребенка. Но в классе есть дети из многодетных семей, с которыми проводится целенаправленная работа. Данная система воспитания показывает свою состоятельность на практике. Поставленные мною цели на данном этапе были достигнуты. Каждый член классного коллектива характеризуется самостоятельностью, ответственностью. Они успешно действуют в настоящем, и, я уверена, добьются успехов в будущем. Дальнейшую деятельность по функционированию воспитательной системы класса буду направлять на то, чтобы учащиеся могли развивать личностные качества, соответствующие образу выпускника, который складывается из пяти потенциалов личности: нравственный, познавательный, художественный, физический, коммуникативный, что не противоречит стратегической цели школы: «Развивать творческую активность личности посредством создания условий для её саморазвития, самореализации, самоутверждения». Воспитательная система класса, главным вдохновителем которого является классный руководитель, позволяет обрести детскому сообществу свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания - вот основные черты класса и каждого ученика в нем. Не менее важно и то, что дети в своем коллективе чувствуют себя комфортно; они стремятся познать, помочь, поучаствовать, пообщаться. Класс пользуется авторитетом среди учащихся школы, учителя относятся к нему с большой симпатией. Мои ученики отличаются образованностью, воспитанностью, гражданственностью. Считаю, что в целом воспитательная система способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии гармоничной личности. Я думаю, что у меня получится воспитать каждого из них Человеком, Гражданином, Патриотом. И главное, после всего сказанного, одно из моих правил: “Чтобы ни случилось сегодня между учеником и учителем, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением!”

    Категория: Мои файлы | Добавил: misikovainna | Теги: классное руководство, система воспитания
    Просмотров: 280 | Загрузок: 186 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024